Меню Закрыть

Мошенничество с использованием информационных технологий

Интернет прочно входит в жизнь людей разного возраста. Смартфонами активно пользуются все: от детей до пенсионеров. Это удобно. Но это дает и большие возможности мошенникам совершать дистанционные преступления.

Наиболее распространены следующие виды мошенничества.

  1. Звонок из «банка».

Выдавая себя за сотрудников банка, злоумышленники говорят о «сбое в базе данных», «начислении бонусов», «подключении к социальной программе» и т.п. и просят, а иногда даже требуют сообщить им реквизиты карты, код безопасности и одноразовый пароль.

Мошенники могут запрашивать у жертвы следующие данные:

— ПИН-код карты – четырехзначную комбинацию цифр, выдаваемую в конверте одновременно с изготовленной банковской картой. Его можно изменить, обратившись в отделение банка или позвонив на горячую линию.

— Код безопасности (CVV2 или CVC2) – комбинацию цифр, указанную на оборотной стороне карты, а именно: три крайние правые цифры, указанные после четырех последних цифр номера карты. Проверочный код необходим только для совершения платежей в интернете. При онлайн-оплате он вводится вместе с номером карты, именем держателя карты и сроком окончания действия карты.

-Одноразовый пароль банка для подтверждения оплаты онлайн – комбинацию цифр, отправляемых банком в смс-сообщении или push- уведомлении для подтверждения операций с денежными средствами.

Ни в коем случае нельзя сообщать ПИН-код, код безопасности или одноразовый пароль третьим лицам!

Никто, в том числе сотрудники банка, не вправе требовать от держателя карты сообщить ПИН-код или код безопасности.

Получив необходимые сведения, мошенники списывают деньги со счета.

Помните! При звонке клиенту сотрудник банка никогда не просит сообщить ему реквизиты карты и совершать какие-либо операции с картой.

Если вам позвонили из «банка» и интересуются вашей платежной картой, разумнее всего прекратить разговор и перезвонить в банк по официальному номеру контактного центра банка (номер телефона службы поддержки клиента указывается на оборотной стороне карты).

  1. «Фишинг» — почтовые рассылки от лица банка, содержащие в себе ссылки на страницы, являющиеся точными копиями официальных сайтов, на которых предлагается ввести данные карты для возможности дальнейшего ее использования.
  2. Фальшивые интернет-магазины.

Мошенники берут с покупателя предоплату за товар и не выполняют своих обязательств.

При этом популярность сайта в поисковой строке не гарантирует безопасности. Мошенники активно используют вебмаркетинг для продвижения своего сайта. Поэтому фальшивые сайты могут стоять выше ссылок на оригинальный сайт, а внешне, на первый взгляд, ничем не отличаются от оригинала. Платежные страницы на таких сайтах только маскируются под оплату товаров и услуг, на самом деле потенциальная жертва переводит деньги на карты мошенников или на номера мобильных телефонов, с которых впоследствии мошенники снимут деньги. Кроме того, на поддельных сайтах мошенники собирают реквизиты карт, которые потом используют для несанкционированных операций. После совершения такой оплаты гражданин-покупатель даже может получить подтверждение по почте, но товаров и услуг доставлено и оказано не будет.

Признаки отличия поддельных сайтов от настоящих:

— В адресной строке хотя бы один символ отличается от оригинального сайта, даже если дизайн одинаковый. Поэтому важно знать, как выглядит адрес нужного сайта и быть внимательным при нажатии на ссылку.

— Сайт новый и о нем нет никакой информации в интернете.

— Тексты на сайте могут содержать ошибки и неработающие ссылки.

— Дизайн страницы ввода одноразового пароля может немного отличаться от дизайна оригинального сайта.

— Вместо названия магазина на аутентификационной странице символы Р2Р, PEREVODNAKARTU или CARD2CARD, то есть информация о переводе средств с карты на карту.

— Сумма на аутентификационной странице банка может быть изменена.

— После введения корректных данных сайта для одноразового пароля жертве сообщают, что пароль неверный, и просят ввести новый пароль (на самом деле это для того, чтобы провести новую операцию).

Заметив любой из этих признаков, звоните по телефону, который указан на вашей карте и пользуйтесь только проверенными интернет-площадками.

  1. Мошенничество в социальных сетях.

Злоумышленники:

  • либо взламывают персональную страницу пользователя в социальных сетях или мессенджере,
  • либо всем подряд отправляют сообщения с просьбой помочь и срочно перевести денег,
  • либо анализируют переписку и находят самых близких людей, тех, кто точно не откажет.

После первого перевода мошенники могут связаться с жертвой, сказать, что что-то пошло не так, попросить повторить перевод и так до тех пор, пока на карте не закончатся деньги или жертва не догадается об обмане. Но выманивать могут не только деньги, но и реквизиты карт, якобы для того чтобы перевести деньги жертве (спросят номер карты, срок действия, трехзначный код безопасности и пароли из смс), однако деньги жертве разумеется не придут, зато с карты средства будут списаны.

Что же делать, если вам пришло сообщение с просьбой о помощи от одного из знакомых или родственников? Необходимо немедленно связаться с ним по телефону, уточнить, отправлял ли он это сообщение и не предпринимать ничего, пока он не подтвердит это лично. Тем более ни в коем случае нельзя сообщать реквизиты своей карты (три цифры на оборотной стороне, срок действия, пароль из смс). А еще нужно позаботиться и о пароле для своего аккаунта в соцсетях и мессенджерах. Он защищает не только вашу безопасность, но и безопасность ваших родных и близких.

ГУ МВД России предупреждает, что важно быть бдительными как при личном общении с незнакомцами, так и при пользовании Интернетом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.