В комплексном центре социального обслуживания населения «Восточный» активно ведётся работа по психологическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. Реабилитационная работа строится совместно с педагогами коррекционной школы, дополнительного образования и медицинскими работниками. Совокупная и комплексная работа позволяет поэтапно выстроить психологическое сопровождение детей с нарушениями психического и физического развития.
Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, это негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и патологически влияет на формирование личности. Поэтому для психолога определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений.
В отношении каждого ребёнка необходим индивидуальный подход. Необходимо учитывать ограничение жизнедеятельности семьи в целом, которая способствует социальной дезадаптации. Очень часто ребёнок испытывает затруднения в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. С раннего возраста коррекционная работа с детьми ведется поэтапно, при этом учитывается физическое состояние здоровья и база сформированных социально-бытовых навыков.
Психологическое сопровождение детей с имеющимися отклонениями в развитии проводится так же в индивидуальной форме, в рамках «Домашнего визитирования». Работа в такой форме строится на более индивидуальном подходе, где идёт взаимодействие со всеми членами семьи. Система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию — коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом. Целью психологического сопровождения семьи — помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.
В социальной среде дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной. Дети с инвалидностью, как и все дети имеют необходимость в общении со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты, имеют желание обрести профессию и получить достойную работу. Основная задача психолога является правильно сформировать дальнейший посыл на мотивацию к взрослой жизни. И на этом этапе в комплексном центре ведётся работа с молодыми инвалидами, в возрасте от 18 до 25 лет. Работа проводится в рамках «Школы новых возможностей». Основная наша задача, социализировать молодых инвалидов к самостоятельной жизни, выработать навыки общения.
Таким образом, психологическая помощь носит реабилитационный характер, основанный на принципах системного и личностного подхода. Выстраивая и планируя собственную деятельность психолог использует как форму индивидуальных занятий, так и работу в смешанных группах. Для более тесного взаимодействия между родителями и детьми организовываются тематические экскурсии. В комплексном центре проходят “Дни открытых дверей”, где приглашаются сопутствующие специалисты, которые делятся своими профессиональными наработками по освоению каких-либо необходимых навыков. Родительские общения способствуют повышению грамотности в области коррекционной психологии, пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома.
Рекомендации для родителей:
— в общении с ребёнком создавать атмосферу доверительного взаимодействия. Для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;
— уметь внимательно слушать и анализировать ребёнка о событиях своей жизни;
— чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;