Меню Закрыть

Работа психолога с детьми-инвалидами

В комплексном центре социального обслуживания населения «Восточный» активно ведётся работа по психологическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. Реабилитационная работа строится совместно с педагогами коррекционной школы, дополнительного образования и медицинскими работниками. Совокупная и комплексная работа позволяет  поэтапно выстроить психологическое сопровождение детей с нарушениями  психического и физического развития.

Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, это негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и патологически влияет на формирование личности. Поэтому для психолога  определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений.

В отношении каждого ребёнка необходим индивидуальный подход. Необходимо учитывать ограничение жизнедеятельности семьи в целом, которая способствует социальной дезадаптации.  Очень часто ребёнок испытывает  затруднения в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. С раннего возраста коррекционная работа с детьми ведется поэтапно, при этом учитывается физическое состояние здоровья и база сформированных социально-бытовых навыков. 

Психологическое сопровождение детей с имеющимися отклонениями в развитии  проводится так же в индивидуальной форме, в рамках «Домашнего визитирования». Работа в такой форме строится на более индивидуальном подходе, где идёт взаимодействие со всеми членами семьи. Система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию — коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом. Целью психологического  сопровождения семьи — помочь детям с ог­раниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объ­ектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

В социальной среде дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании.  Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной. Дети с инвалидностью, как и все дети  имеют необходимость в  общении со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты, имеют желание обрести профессию и получить достойную работу.  Основная задача психолога является правильно сформировать дальнейший посыл на мотивацию к взрослой жизни. И на этом этапе в комплексном центре ведётся работа с молодыми инвалидами, в возрасте от 18 до 25 лет. Работа проводится в рамках «Школы новых возможностей». Основная наша задача, социализировать молодых инвалидов к самостоятельной жизни, выработать навыки общения.  

Таким образом, психологическая помощь носит  реабилитационный характер, основанный на принципах системного и личностного подхода. Выстраивая и планируя собственную деятельность психолог использует как форму индивидуальных занятий, так и работу в смешанных группах. Для более тесного взаимодействия между родителями и  детьми организовываются тематические экскурсии. В комплексном центре проходят “Дни открытых дверей”, где приглашаются сопутствующие специалисты, которые делятся своими профессиональными наработками  по освоению каких-либо необходимых навыков. Родительские общения способствуют повышению грамотности в области коррекционной психологии, пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома.

Рекомендации для родителей:

— в общении с ребёнком создавать атмосферу доверительного  взаимодействия. Для  того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;

— уметь внимательно слушать и анализировать  ребёнка о событиях своей жизни;

— чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.